Около месяца назад я узнал из новостей, что прошло сорок лет, как вышел на экраны фильм «Служебный роман». А еще спустя пару недель на ТВ отметили девяностолетие со дня рождения Эльдара Рязанова. Близость этих дат сподвигла меня на то, чтобы поделиться своими давними размышлениями об этом фильме и его героях.
Вообще, мне кажется, что Эльдар Георгиевич был излишне жесток к некоторым персонажам своих картин. Например, Ипполита из «Иронии судьбы» не только лишили любви, но и до кучи отправили мыться одетым в душ. В «Жестоком романсе» Карандышев изображен не просто ничтожным, а карикатурно ничтожным. Если пробежаться по фильмографии Рязанова, то можно вспомнить, что некоторые герои фильмов получили незаслуженно. Но особенно меня удивляет «Служебный роман». Этот фильм всем так хорошо знаком, что я не буду не только напоминать сюжет, но и напрямую обозначать персонажей. Можно сказать, что это фильм о счастье и о том, как к нему приходят люди. В финале «Служебного романа» своё счастье обретают мелкий клерк (пусть и старший статистик) и его начальница, хотя при этом сами они это счастье не искали. Клерка вообще интересует карьерный рост и изначально он ведет себя как непорядочный человек — хочет получить новую должность приударив за начальницей. Начальнице ничего кроме работы не нужно, и ни о каком счастье она даже не задумывается. И не смотря на то, что клерк, вроде бы, простофиля и недотепа, а то, что он говорит начальнице должно восприниматься как полу-бессвязный бред, у меня он всегда производил впечатление хитрого человека, который тщательно контролирует то, что он несет. Но это субъективное восприятие. Старшему статистику и его руководительнице счастье и не нужно, они его не ищут, но всё же в итоге обретают.
Зато в фильме есть второстепенный персонаж — сотрудница, которая прикладывает все усилия, чтобы добиться своего счастья. И чем же вознаграждаются ее усилия? Режиссер помещает ее в Ад (и это не образное выражение) — ее одновременно лишают прошлого, настоящего и будущего. Человек, которого она любила в молодости, оказывается негодяем; она унижена перед коллегами; ее ждут постылые поездки в забитых электричках, и семья, о которой она по каким-то причинам не распространяется. В один момент свет в жизни гаснет, и нет надежды на то, что что-то изменится к лучшему. А старший статистик и его начальница в это время обнявшись уезжают на машине в прекрасное далёко. И я бы понял, если бы «Служебный роман» был драмой, но это лирическая комедия, и такая беспросветная безнадега в судьбе хотя бы и второстепенного персонажа меня ставит в тупик.