Советский нуар

Я до сих пор помню тот момент, когда мне, еще маленькому, родители предложили посмотреть комедию «Операция Ы». И я помню, как тогда меня очаровала третья часть фильма, которая так и называлась — «Операция Ы». Спустя много лет я снова и снова возвращался к вопросу, почему среди советских комедий именно эта произвела на меня такое впечатление. И лишь недавно понял, в чем же причина магии этого фильма.

Дело в том, что это первый (в может, и единственный) советский фильм, снятый в стилистике «нуар». Это утверждение может показаться неожиданным, но давайте посмотрим, сколько мы можем найти признаков фильма-нуара. Для начала, добрая половина действия разворачивается во время снежной бури (в фильме-нуар обычно идёт дождь). В «Операции Ы» присутствует игра света и тени. Пересмотрите эту комедию еще раз, и вы увидите, как много внимания уделено этой игре. Можно упомянуть и другие признаки жанра: например, коварство женщин (из-за этого коварства главный герой и становится на одну ночь сторожем), но это будет притянуто за уши. Наверняка знатоки кино смогут найти еще и другие признаки. Но в Википедии я вычитал, что для нуара характерно «ощущение потерянности во времени, дезориентации». И я подумал, что и это верно для «Операции Ы» — ведь при просмотре фильма возникает чувство, что больше ничего не существует во Вселенной, кроме этого заметаемого бураном склада, где в очередной раз за много тысяч лет сошлись в схватке Добро со Злом. Пускай и забавное нелепое Добро и комедийное вызывающее симпатию Зло, но всё же Добро и Зло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *